Ничто не дискредитирует ВИДУ сильнее, чем ее правила (с) Отто Фон Бисмарк На прошедших выходных мы с Ксюшей ездили на Чемпионат Сибири Siberian Open Championships 2022. Все уже знают, что наша школа сейчас не относится ни к кому, поэтому мы свободно участвуем в любых открытых соревнованиях, и кто нам что сделает. А Ксюша сейчас вообще готова вписываться практически в любые соревнования, лишь бы было, с кем поехать. Ну и когда Оля Кондрашина позвала меня к ним фоткать, а потом сказала: "И учеников привози", я, внезапно, подумал, а почему бы и нет, и предложил Ксюше, а так возьми и согласись. Сложность была лишь в том, что на чемпионате надо было танцевать по силлабусу совершенно противоположные танцы тем, что мы с ней готовили последние полгода, так что мы вначале станцевали на Московском феше, а потом ровно 4 недели спешно вспоминали и разучивали новую программу. Традсеты эти еще с двух ног — вообще чуждая для Анкома тема, их мало того, что в чемпионатах никогда не танцуют, так еще и сет с левой ноги не танцуют вообще никогда. Ну да ладно, мы все выучили, и, воодушевленные, приехали на чемпионат. Оля, кажется, была воодушевлена больше нас, потому что к ним туда даже из Московской ВИДЫ, вроде, никто не ездит, а уж чтобы совсем чужаки — вообще небывалый случай. За несколько лет общения с танцорами из ВИДА больше всего обидных или гневных историй я слышал про их супер суровые правила, когда за те или иные ошибки танцорам ставят не то что 50 баллов из 100, а сразу 1, что автоматически равносильно дисквалификации и последнему месту. Я знаю как минимум три таких правила, назовем их, условно, "фальстарт", "нарушение целостности костюма" и "намеренное столкновение". Под фальстартом подразумевается сдвигание с места задней опорной до начала степа (лишний переступ раньше начала своего танца, например), под костюмным нарушением — например, отвалившийся парик или развязавшийся шнурок, а под намеренным столкновением — ну, собственно, намеренное столкновение. Последнее правило уже намекает на большую степень свободы трактовки происходящего на сцене. Конечно, можно, наверное, припомнить пару танцоров в моей карьере, которые очевидно агрессивно себя вели, намеренно подрезая других, но, чаще всего, столкновения или подрезания происходят лишь потому, что траектории часто пересекаются, а танцы строятся по одной схеме: попрыгал слева, перебежал вправо, повторить. И я бы опасался брать на себя ответственность и с ходу решать, был ли в столкновении умысел или нет. Но, по сути, это правило позволяет любое столкновение трактовать как угодно, дисквалифицировав хоть сразу обоих и облегчив себе жизнь. С костюмом, говорят, история в том, что в 2014 году у всех подряд танцоров все отваливалось на ходу, и, видимо, это так взбесило руководство, что они ввели это правило, чтобы впредь все бетонировали свой костюм, а шнурки заклеивали изолентой в три слоя. Ну и первое, мое любимое — фальстарты. Я не знаю, откуда в ВИДА такая суровая реакция на шевеление ногами до начала степа, но ощущение, что речь идет о беге стометровки, а не о танцах. Можно подумать, танцор, начавший раньше, раньше закончит и получит какое-то преимущество. Ведь, если разобраться, в танцах есть один главный критерий — попадание в музыку. И если танцор начал танцевать раньше времени, то значит, он в музыку не попал. И это ошибка, которая влечет некоторое снижение баллов. Но в ВИДЕ тебя сразу дисквалифицируют. Это невероятно спорное правило, которое обсуждают все очень давно, и никто не может точно сказать, что подразумевается под "нельзя двигать задней ногой до начала степа". Нельзя сделать лишний шаг или нельзя, например, выпрыгнуть на затакт? Хрен знает. Здесь я бы хотел немного отойти от темы непосредственно фальстарта и обсудить вот что. Очевидно, WIDA испытывает нехватку сильных танцоров и вообще танцоров в чемпионатах. На прошедших выходных на все возрастные категории в Чемпионате было человек 80 танцоров, со средним числом в каждой категории от 5 до 7. Ну, то есть, сказать, что на соревнованиях была огромная конкуренция или присутствовала какая-то интрига, нельзя. Здесь соревнуются одни и те же лица, все из одного региона, и, похоже, единственным неместным танцором на чемпионате была как раз моя Ксюша. Соответственно, и судить такие категории совсем не сложно, такие количества танцоров, в теории, можно судить вообще без бумажек, все держа в голове. Это не Анкомовский мировой, где в каждой категории от 100 до 150 танцоров минимум, и треть из них максимально близки по уровню и не совершают ошибок. Помимо этого, я считаю, что применение правил — это не обязанность судьи, а возможность, которая может помочь ему определиться с выбором. Просто я считаю, как я уже писал, что самое главное в танцах — это сами танцы. И побеждать должен тот, кто красивее, чище и ритмичнее всех станцевал. А вот при прочих равных можно уже искать, к чему докопаться — будь то съехавший парик или что-то похожее на фальстарт. Но это лишь мое мнение, я его не навязываю никому и ни к чему тут не призываю. И вот проблема в том, что в Сибири (да и вообще в России) нет такого количества танцоров, чтобы еще к ним докапываться и кошмарить за подобные вещи. Я не хочу никого обижать или обесценивать их старания, но на этих соревнованиях, наверное, половина из соревнующихся не попадала в музыку в своих танцах. Причем, речь не про маленьких детей, а про очень давно танцующих, довольно взрослых танцоров. И вот в этой ситуации, когда и так особо выбирать не приходится, уважаемые судьи в едином порыве решили докопаться и дисквалифицировать мою Ксюшу совершенно ни за что. Итак, сам пост начинается с этого абзаца. Что произошло? Успешно станцевав последний, четвертый раунд (модерн сет по-видашному или нон-трад по анкомовски), Ксюша уже, было, готовилась уйти со сцены и ждать результатов, но тут судьи попросили ее выйти обратно и еще раз станцевать начало степа с правой, а потом с левой ноги. Без музыки и без счета. Здесь я, конечно, напрягся. Во-первых, я подобного не то что не видел, даже не слышал про такое никогда. Вроде как, судьи засомневались в том, что степ с левой начинается так же, как с правой. При этом, наши степы сделаны так, что правая нога бесшовно переходит в левую, а та, в свою очередь, в сет. И между ними нет очевидной паузы. И мы отдельно очень много времени уделяли именно отработке перехода. Мы даже, вроде, никогда отдельно его с левой ноги не танцевали, всегда начиная с последних двух тактов правой ноги. Кто ж знал, что нам когда-то в этой жизни после своих законных 1,5 минут танца придется еще и защищать станцованный материал. Хорошо, что Ксюша немного, все же, в танцах шарит, и все станцевала правильно, но я вот подумал: допустим, речь шла бы не о 14-летнем танцоре, а о 8-летнем, он вообще мог не понимать, где там что кончается, а что начинается, и, самое главное, не обязан это понимать, потому что на чемпионате от него требуется совсем другое. Так вот, несмотря на то, что Ксюша им все успешно показали, одна из судей, по слухам, таки написала в комментарии, что левая нога отличается от правой. Видимо, ее смутило, что с правой она сделала кат перед стемпом, а с левой не сделала, ну или просто не разобралась, что там происходит. Но сразу после этого пошли активные спекуляции на тему того, что у Ксюши был фальстарт — ко мне стали подходить неравнодушные люди и сетовать, мол, как так, надо было кому-то из нас показать ваши степы, мы бы подсказали, все же знают, что то, что можно в Анкоме, не всегда можно в ВИДА. Но я был четко уверен, что там все хорошо, т.к. ее задняя нога совершает первый звук четко в законных пределах музыки. Ну разве что выпрыгивает она на затакт. Но так в ВИДА тоже делают, Рома подтвердит. На результатах Ксюша занимает последнее место. А в итоговых результатах в графе "Модерн сет" у всех судей стоит 1 балл, как за фальстарт. По счастливой случайности, в этот раз на чемпионате была трансляция и запись. Я вообще думаю, что запрет на съемку во всех комиссиях был связан с тем, чтобы потом нельзя оспорить результаты и что-то доказать. Когда доказательств нет, всегда можно сказать: "Таково решение судьи, оно финальное". Можно, кстати, подать апелляцию за 50 евро, но что это изменит, если судьи снова скажут: "мамой клянусь, был фальстарт", а видео нет? Но не в этот раз. К этому посту я прикрепляю два видео. Первое — это Ксюшин сет полностью. Там идеально видно идеальное начало. Также виден переход с правой на левую, и потом идет кусок "танцевального допроса", где Ксюша также станцевала все одинаково с обеих ног. Но, повторюсь, даже если бы она повторно не станцевала бы одинаково, это бы не имело никакой силы, потому что свои законные 1,5 минуты под музыку она уже исполнила, и если судьи что-то там не поняли — ну извините. Понятно, что если исполнение танца тебя чем-то смутило, ты можешь списать это на танцора и снизить балл, но также это может означать, что это твоей компетенции не хватило, чтобы понять, что там происходит, поэтому я так неравнодушно отношусь к вопросу судейства, кстати, у нас на наших неофициальных фешах. Ни на что не намекаю, т.к. подобные вопросы не имеют прямого отношения к конкретной ситуации. А второе видео — это начало танца в исполнении Вероники Кругловой (Ника, прости, что втянул тебя в этот пост, но я знаю, что на твои результаты это уже не повлияет). И вот здесь мы можем во всей красе наблюдать фальстарт. В итоговых протоколах 1 бал ей никто не поставил, лишь та судья, которая сразу заявила, что там был фальстарт, и убеждала в этом других судей, просто поставила заметно более низкий балл (ну как заметно, на 1 значение ниже, чем самый низкий балл у другого танцора по категории), в то время как остальные судьи оценили ее вполне обычно. (Для тех, кто не до конца понял, если тебе ставят просто самую низку оценку, у тебя еще есть шанс вытянуть себе хорошее место за счет других трех раундов. А если тебе ставят хотя бы за один раунд 1 балл, то шансов у тебя нет, это стопроцентное последнее место.) Повторюсь, для меня фальстарт — это такая же ошибка, как ЛЮБОЕ непопадание в музыку. Снизил пару баллов и погнали дальше. А теперь у нас есть отличный прецедент избирательного применения правил. И, что самое главное, ОШИБОЧНОЕ применение правил. Так как у нас ФАЛЬСТАРТА НЕ БЫЛО. Которое, как вы догадались, я так просто решил не оставлять. Нельзя не сказать, однако, слова благодарности организаторам за морально-информационную поддержку в этой ситуации на всех этапах, а также не отметить, что это был прекрасный чемпионат по своей организации. Вы только посмотрите на этот баннер. Ведь, как писалось: "ничто так не возвышает ВИДА, как Сибчемпы" (с) Омар Хайам.